Теория и практика клубной деятельности Текст научной статьи
В. В. Полукаров
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье раскрывается актуальность использования форм и методов клубной работы для педагогически грамотной и эффективной организации досуга школьников. Представлена история клубной работы школьников в Советском Союзе и опыт организации клубной деятельности в школе, в микрорайоне. Раскрыты возможности клубной деятельности для успешной социализации и творческого развития учащихся. Определены признаки субъектной позиции школьников в сфере досуга.
Ключевые слова: социализация, социальное воспитание, школа как институт социального воспитания, разновозрастный коллектив, самоуправление, школьник как субъект клубной деятельности, личностный потенциал, творческие способности, организация досуга.
Организация досуговой деятельности детей и молодежи представляется весьма актуальной и не простой для современной системы социального воспитания и развития общества в целом проблемой. Перестроечный и постпере-строечный периоды в России конца XX и начала XXI в. многое изменили в работе с молодежью, как в школе, так и в семье и в системе дополнительного образования.
Содержание и развитие досуга молодежи связано прежде всего с «цивилизацией» времени. За прошедшие десятилетия грамотно организованный и педагогически выверенный досуг учащихся — скорее исключение, нежели норма социального воспитания.
Сегодня более пристальное внимание СМИ, общественности привлекают к себе неформальные группы молодежи, а нередко и просто антисоциальные группировки. «Неформалы» носятся на мотоциклах по улицам спящих городов, устраивают шумные слеты, забиваются в подвалы и «оккупируют» лестничные площадки, «самовыражаются» на стадионах, демонстрируя силу своих мускулов, проявляя бессмысленную и неконтролируемую жестокость.
Еще никто не посчитал того морального, нравственного и даже экономического ущерба, который нанесла нашей молодежи и обществу в целом многолетняя оголтелая тусовка «Дом-2». Даже называть этот бедлам Домом и то кощунственно! Самое страшное — это моделирование и рекламирование бессмысленного, скандального, развратного, бездельного времяпрепровожде-
ния и получение в связи с этим известности и значительных материальных средств. И это серьезная социально-педагогическая проблема развития современного общества.
Не случайно в Послании Президента России в декабре 2012 г. основное внимание было уделено духовно-нравственному состоянию российского общества, которое претерпело за последние годы серьезные изменения. По словам Президента, современное российское общество «испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу, поддержки и взаимопомощи, дефицит того, что всегда, во все времена делало нас крепче и сильнее». При этом он особо подчеркнул необходимость «всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей».
К таким институтам относятся и многочисленные творческие объединения, которые возникают и на базе школ, и как самостоятельные воспитательные центры в сфере дополнительного образования, и как компоненты сферы досуга.
Известный разработчик проблемы молодежного досуга С. А. Шмаков считает, что «к наиболее действенным моделям комплексной досуговой деятельности учащихся следует отнести детский туризм, краеведение и поисковую работу, техническое и трудовое творчество, художественную самодеятельность, музейное дело, литературно-художественное творчество, спорт, игры» [1, с. 31].
Результаты многочисленных исследований, изучение практики работы современной школы, экспертная оценка педагогов, родителей и самих школьников свидетельствуют, что общеобразовательная школа по-прежнему лишь в незначительной степени является сферой творческого, межличностного и даже интеллектуального взаимодействия педагогов и учащихся. Не всем ребятам удается раскрыться, проявить свои возможности и способности в школе. У одного не наладились контакты с учителями, у другого не сложились взаимоотношения со сверстниками, третий не сумел проявить себя в коллективе и т. д. Следует отметить, что введение в школе ЕГЭ не только не способствует изменению данной ситуации, но, напротив, усугубляет ее. В свое время об этом писал и В. А. Сухомлинский: «. учитель и ученики должны встречаться не только в классе: школьник — за партой (он приобретает знания, отвечает на вопросы учителя, получает оценки), педагог за учительским столом (он дает знания, ставит вопросы ученику, выставляет оценки). Если существует только эта сфера отношений, то школьный коллектив не может быть воспитывающей силой» [2, с. 9].
Идея клубной работы с детьми нашла практическое воплощение еще в дореволюционной России в опыте С. Т. Шацкого и А. У. Зеленко, а после революции — в знаменитой петроградской «республике ШКИД», возглавлявшейся В. Н. Сорокой-Росинским, в школе им. А. Н. Радищева (руководитель — З. Н. Гинзбург) и школе-коммуне им. П. Н. Лепешинского (директор — М. М. Пистрак) в Москве, в школе-коммуне и детском городке в Одессе (руководители — С. М. Риверс и Н. М. Шульман), в колонии им. А. М. Горького и коммуне им. Ф. Э. Дзержинского, созданных А. С. Макаренко.
С. Т. Шацкий, который внес значительный вклад в клубное движение в стране, подчеркивал, что «основная идея детского клуба — создание центра, где организуется детская жизнь на основании требований, исходящих из детской природы». Возникают такие центры, по его мнению, в силу необходимости «учиться жить, приспосабливаться к жизни» [3, с. 258].
Думается, что значение современных детских объединений по интересам в сфере досуга состоит в том, что его члены не «учатся жить», «не приспосабливаются к жизни», а живут настоящей, эмоционально насыщенной, полнокровной жизнью, реализуя и развивая свой творческий потенциал и индивидуальный социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности самодеятельного коллектива, вступая в разнообразные функционально-ролевые и эмоционально-межличностные отношения с партнерами по совместной деятельности и взрослыми.
В Советском Союзе был накоплен значительный опыт социального воспитания школьников в сфере досуга с использованием потенциала многочисленных объединений клубного типа.
Так, на принципах клубной работы организуется жизнедеятельность школьников во дворцах и домах пионеров, станциях юных техников и натуралистов, детских и юношеских спортивных школах, детских экскурсионнотуристических станциях, самодеятельных театрах, научных обществах и т. д. Предприятия, общественные организации, ЖЭУ, институты и школы предоставляют для организации клубной деятельности свои помещения, мастерские, лаборатории, материальную базу и оборудование, где под руководством специалистов и педагогов учащиеся активно, интересно и продуктивно проводят свой досуг.
Широко известен опыт создания подростковых клубов в Пензе, где их действовало более 120. Организация жизнедеятельности школьников в рамках подростковых клубов по интересам явилась конкретным и важным компонентом государственной молодежной политики в условиях региона. Для руководства этой масштабной работой был создан Координационный совет из представителей исполнительной власти города, руководителей предприятий и общественных организаций, ученых и т. д. [4].
В Липецке был развит опыт организации досуга школьников детских лагерей «Артек» и «Орленок». С. А. Шмаков, внедрявший этот опыт работы и разработавший теорию досуга молодежи, считал, что «свободное время никогда не бывает свободным от воспитания. От того, как дети используют свободные часы, куда направляют свою неистощимую энергию, зависит, какие качества их характера будут развиваться и совершенствоваться, и, в конечном счете, зависит, какими они станут» [5, с. 5].
Важное место клубная работа в советский период занимает и в системе воспитательной работы общеобразовательных школ. Наибольший интерес представляют: авторский проект создания школы, «открытой в мир» (А. Н. Тубельский), в которой общение с различными специалистами (музыкантами, литераторами, инженерами, врачами, экономистами, «мастеровыми») стало непременным условием, а не просто дополнением к урокам. Опыт учителя рисования и труда И. П. Волкова из Реутовской школы № 2 Московской области показал, что, опираясь на творчество ребят, стимулируя его на уроках и во внеурочное время, можно выявлять и целенаправленно развивать задатки детей, формировать их установку на творчество в любом деле и, как результат, помогать школьникам в определении их призвания [6].
Новым социально-педагогическим явлением середины и конца XX в. стали семейные клубы — своеобразная кооперация родителей, которые сообща решили организовывать досуг и воспитывать своих детей. Распространение получили семейные трудовые лагеря, клубы семейного туризма, семей-
ные клубы моржей и т. д. Основой работы и секретом жизнеспособности таких объединений, по мнению исследователей и участников этого феномена, являлась опора прежде всего на позитивные эмоциональные ощущения, на чувство совместного счастья [7].
Чем же привлекательны клубные коллективы для учащихся, чем они отвечают детской природе, детским интересам и потребностям?
Многих подростков влечет в первую очередь возможность заняться интересным делом, соответствующим специфике возраста и личностному потенциалу: спортом, поисковой работой, туризмом, техническим творчеством, художественной самодеятельностью и т. д. Костяк таких объединений составляют ребята с уже достаточно развитыми и осознанными склонностями, способностями, но немало там и таких, кто имеет лишь неясную потребность общения в новом для себя круге, потребность приобщиться к новому для себя делу.
Для других не столько важно то, чем заниматься, сколько быть вместе с влюбленным в свое дело интересным человеком, партнером и другом. Появилась, к примеру, в школе или творческом объединении «сильная личность» — спортсмен, и ребята «заражаются» желанием развивать свои физические возможности. Приходит воин-интернационалист, и школьники увлекаются военнопатриотической, поисковой работой, парашютным спортом, стрельбой и т. д.
В клубной деятельности по интересам в сфере досуга достаточно возможностей создать с нуля или изменить мнение о себе. Если у тебя есть какие-то способности: коммуникативные, инструментальные, художественные, спортивные, не востребованные по тем или иным причинам в учебе, общественной работе в школе, то они могут стать основой для успешной самореализации, повышения статуса, достижения высоких результатов в каком-либо виде деятельности.
Привлекательным для многих ребят является и то, что клубный коллектив — часто коллектив разновозрастный. В его жизнедеятельности в разном качестве и с различной интенсивностью принимают участие не только школьники, но и педагоги, родители, студенты, пенсионеры. Все они поставлены в условия совместной творческой работы, делового и эмоционального взаимодействия на равных. Объединяющим фактором в таких коллективах является общая заинтересованность в высоких результатах совместной деятельности и повышении престижности коллектива. Содружество и сотрудничество разных поколений в клубе предполагают преемственность, сохранение и развитие накопленного опыта, традиций, норм и ценностей.
Каковы бы ни были мотивы и обстоятельства приобщения школьников к жизнедеятельности тех или иных творческих коллективов, важнейшими факторами, привлекательными и значимыми для каждого являются эмоциональная атмосфера, атмосфера свободного самовыражения, неформальный стиль межличностного общения, возможность сотрудничества и взаимопомощи. Поэтому деятельность ребенка в клубе носит субъектно-личностный характер.
«Авторство» клубного коллектива, его самобытность и даже уникальность определяются, во-первых, богатством индивидуальностей со своим неповторимым социальным опытом, потребностями и способностями; во-вторых, разнообразием и комплексным характером деятельности, на основе которой возникают функционально-ролевые и эмоционально-межличностные отношения; в-третьих, наличием самоуправления, позволяющим попробовать себя в позиции как лидера, так и рядового исполнителя. Все это в совокупности,
с особой позицией взрослых, позволяет развить у школьников творческий потенциал, социально значимые качества и субъектную позицию.
Субъектная позиция членов творческих объединений в сфере досуга определяется следующими характеристиками: способностью к коллективному и индивидуальному целеполаганию; проявлением социальной ответственности и готовности к преодолению трудностей; наличием творческой активности и социально существенных потребностей (в познании, в общении, в достижении, в сотрудничестве и др.); развитием комплекса умений (интеллектуальных, коммуникативных, экспрессивных, инструментальных); наличием сформированной системы социальных установок (на реализацию активности в коллективе, на партнера как на цель, а не средство; не только на результат, но и прежде всего на процесс совместной деятельности и др.).
Таким образом, клубная деятельность по интересам повышает педагогическую культуру свободного времени школьников, а включение учащихся в деятельность творческих коллективов в сфере досуга в качестве ее субъектов способствует успешной социализации и обеспечивает индивидуальнотворческое развитие учащихся в соответствии с их личностным потенциалом и жизненными планами.